Тускены
В противоположность не любящим одеваться тви’лекам, тускены — живущие в пустынях Татуина кочевники-мутанты, известным также как «тускенские разбойники» или «песчаные люди Татуина», — полностью скрывают свое тело под тяжелыми глухими одеждами, головы обматывают тряпичными полосами, закрепляя ими дыхательную маску и защитные очки. Увидеть лицо тускена, особенно без его на то согласия — страшнейшее и смертельное оскорбление. Пол ребенка, зафиксированный при рождении, учитывается только при заключении свадеб, на которых во время особого ритуала смешивается кровь двух песчаных людей с кровью их бант. И лишь после этого в отдельной палатке, полностью уединившись от кого бы то ни было, молодожены могут увидеть истинный облик друг друга.
У тускенов поистине мистическая связь со своими бантами, огромными животными, отдаленно напоминающими земных яков и мамонтов. Тускен, лишившийся банты, становится изгоем, а банта, чей наездник погиб, впадает в депрессивный психоз, и ее навсегда отпускают в пески.
Вообще, песчаные люди крайне агрессивны, зачастую без всяких видимых причин (в этой связи достаточно вспомнить, что само название «тускенские разбойники» появилось после того, как ими был зверски уничтожен форт Тускен, построенный поселенцами на их священной земле), но, несмотря на это, они твердо придерживаются глубоко укоренившихся обычаев. Так, например, от юных всадников требуется доказать зрелость, пройдя испытания, из которых самое суровое требует выследить и убить крайт-дракона.
Поскольку письменности у песчаных людей нет, то наибольшим уважением в тускенском клане пользуется сказитель. Ему известна история жизни каждого члена клана, он знает историю всего клана. От сказителя требуется дословное запоминание, что ликвидирует всякую возможность неверной интерпретации истории или ее искажения. Одно-единственное неправильно произнесенное слово при рассказе означает смертный приговор рассказчику.
В сфере материального благополучия, кочевники-тускены не строят никаких постоянных убежищ и держат немного имущества. По социальной же иерархии, «песчаные люди» не делают никакого различия между мужчинами и женщинами: и те и другие живут, в полную силу исполняя все обычаи и традиции. Язык тускенов по большинству представляет собой неразборчивую комбинацию согласных и сердитых рычаний.
От влагоуловительных ферм песчаные люди держатся в стороне, лишь иногда случаются их нападения на самые отдаленные поселения. Отдельные ученые заявляют об органическом происхождении тускенов, но проведенные вскрытия немногих мертвых тел не подтвердили подобную гипотезу — так, в частности, у многих были обнаружены имплантированные, как у киборгов, глаза.